ЯН-ШИ ТУЙШОУ

(из книги "Янши тайцзицюань")

(перевод на русский язык - В.В.Михайлов)

Ян-ши тайцзицюань туйшоу - содержит три традиционных типа туйшоу. Здесь рассматривается лишь один элементарный.

Динбу туйшоу
(туйшоу на месте)

Динбу туйшоу также называется Сычжэн туйшоу (туйшоу на 4 стороны). Два человека используют Пэн, Люй, Цзи, Ань - 4 приёма руками. Находясь в и.п., оба совершают следующие действия:

1. А и В - стоят друг против друга, оба делают шаг правой ногой (здесь нужно пояснить, что предполагается шаг правой ногой с той и с другой стороны. В процессе тренировки можно сменить ноги с правой на левую), вытягивают левые руки (внешней стороной наружу друг к другу, запястья соприкасаются), оба совершают Пэн Дзинь; затем оба поднимают правые руки, касаясь ими левого локтя партнера. Запястья ................. пары висящих рук.

В переносит вес на правую ногу, А - оседает назад на левую. Одновременно В изменяет положение руки и использует Ань против движения А, двумя руками. А левым предплечьем совершает Пэн над Ань А. Одновременно А следуя ситуации, начинает вращение влево в верхней части корпуса (туйшоу рис.I, А - в чёрном, В - в белом; А - совершает Пэн, В - Ань).

2. А вращается влево, следуя Ань противника; в то же время, оседая назад, левое запястье по прежнему отражает Пэн левую ладонь, исполняющую Ань Цзинь, используя правое запястье, приклеивается к левому локтю соперника, выполняя Люй влево. Во время Люй, правое предплечье вращается наружу. В немедленно правой кистью отводит левый локоть противника передвигая его до внутренней стороны собственного левого локтевого сгиба (туйшоу рис.2, А - в положении Люй).

3. В следуя Люй соперника, правую ладонь приставляет к внутренней стороне своего левого локтя и осуществляет Цзи в грудь А, одновременно формируя правостороннюю стойку; А следуя давлению, вращает поясницу вправо, предплечья вращая во внутрь (туйшоу рис.3 В - в положении Цзи).

4. А следуя положению Цзи, продолжает вращение поясницы вправо, вплоть до фронтального положения относительно В. Одновременно оба предплечья продолжают вращение во внутрь, параллельно соприкасаясь правой кистью соперника (В), левая кисть опускается вниз пока не коснётся предплечья у локтевого сгиба противника, обе кисти одновременно используют Ань вперёд. Параллельно сгибается правое колено и фор- мируется правосторонняя стойка. В сразу же совершает Пэн правым предплечьем на Ань противника (туйшоу рис.4, А - Ань; В - Пэн).

Затем, В вращает вправо верхнюю часть корпуса, левой кистью приклеиваясь к правому локтю А и совершает Люй вправо. А тут же приставляет левую кисть к внутренней части своего правого локтя и выполняет Цзи вперёд; В немедленно изменяет ситуацию и выполняет Ань. А повторяет левым предплечьем Пэн. Вот так по кругу взаимное толкание. Если поменять руки, то направление движения изменится, но движение остаётся тем же, только поменяются левая и правая стороны.

В Динбу туйшоу необходимо во время Цзи, правильно выполнять переднюю стойку (Гун Бу). Во время Люй, правильно выполняйте оседание назад (Если всё делать наоборот, то это будет ошибкой). Пэн и Ань - в гунбу.

Хобу туйшоу
(туйшоу в движении)

Хобу туйшоу - это цикл тренировок, когда партнёры используют туйшоу Пэн, Люй, Цзи, Ань - координируя их с движением ног при движении вперёд и назад. Бу Фа делится здесь на Хэ Бу и Тао Бу (шаг ловушка).

1. Хэ Бу. Предположим, что оба А и В для начала выставляют --вперед левую ногу и обе руки (рис.1, А - нач. положение). Положим, что А - выставляет ногу назад, а В - вперёд. А приподнимает правую ногу и опускает назад в и.п.. В одновременно приподнимает левую и возвращает её назад в переднее положение. Затем А шагает назад левой ногой, В вперёд правой, (рис. 1А. Как видно А сделал 3 шага назад, В - 3 шага вперёд. Фактически первый шаг - это всего лишь постановка ноги назад в прежнее и.п./. Затем поменяться: В - шаг назад, А - шаг вперёд, (рис. 1В - начальный момент; А - момент последнего опускания ноги А и В). Итак, когда А выполняет 3 шага назад, то ставит левую ногу впереди в первоначальное положение (меняет на передний шаг), В делает 3 шага вперёд, а затем ставит правую ногу назад в первоначальное положение (меняет на шаг назад). Затем, А двигается вперёд; В двигается назад на 2 шага (рис, 1В), затем ещё раз меняет, А - назад; 3 - вперёд. Получается, что двигаясь вперёд, двигаясь назад, получаем круговое вращение.

2. Тао Бу: А и В стоят друг против друга на один шаг (рис. 2А - начало). Предположим, что А двигается назад, В - вперёд. В шагает вперёд левой ногой, ставит ногу у внутренней стороны правой ноги А. В то же время А делает шаг назад. Затем В шагает вперёд правой ногой, опуская стопу у внешней стороны левой ноги А. Одновременно А шагает назад правой ногой; затем В шагает левой ногой, по прежнему ставя её у внутренней стороны правой стопы А, одновременно А шагает назад левой ногой.

Хоубу туйшоу. Верхние конечности выполняют 4 вида движений: Пэн, Люй, Цзи, Ань. Но во время начала движений с шагами нужно двигаться назад с Пэн, вперёд с Ань.

ДА ЛЮЙ
(большие протаскивания)

В Далюй существуют комбинации Бу Фа, амплитуда Люй относительно Динбу туйшоу большая и поэтому получила название Далюй. И ещё, направление шагов Далюй представляет собой движение по 4 диагоналям (рис. 1-4), поэтому Далюй также называют Сыюй туйшоу (туйшоу на 4 угла), поэтому основу движений составляют Люй и Као. В каждом кругу движений, у обоих 4 Люй и 4 Као. Поэтому Далюй также называют Сы люй сы као.

1. Оба стоят друг против друга. А - лицом на юг, В - на север. Оба вытягивают правые руки, складывая их ложечкой и касаясь запястьями, А использует Люй, В - Као. А двигается назад, В - вперёд. В обоими руками давит на правое предплечье А (Ань). А - правым предплечьем использует Пэн (рис.1. пояснения движений - правое положение; на рисунках - левое). А шагает назад на северо-запад правой ногой, корпус вращается вправо. Одновременно переворачивая правую кисть использует Цай (Сюй Во - ухватить пустоту) в отношении правого запястья В. Также левым предплечьем приклеивается к правому предплечью В (около локтевого сгиба) и использует Люй вправо. В то время как А делает шаг назад, В - шагает на запад (чуть отклонившись на север) левой ногой, следуя положениям Цай и Люй, А делает шаг правой ногой и ставит стопу между ног А. Одновременно левая ладонь ложится на внутреннюю сторону правого локтевого сгиба. Используется плечом Као на грудь А (См. рис.1 на схемах, положение тела рис. 4. На рисунках, В - это Ян Чэнфу. Далюй всего 5 рисунков, все они скопированы с фотографий Ян Чэнфу. Из-за того, что нет промежуточных фотографий, плохо просматривается связь, но хорошо видны правые и левые положения Люй и и Као, поэтому к ним прилагаются сноски. 5 фотография из всех самая сложная и к ней также есть пояснения).

2. Левое предплечье А следует оседанию поясницы, растворяя Као Цзинь В. Параллельно А выносит правую кисть в сторону лица В (далюй рис. 3. Ян - А. положение 3 на этом рисунке: пока ещё не совершает шаг с Као, Ян Чэнфу на рисунках далюй и на схемах везде в одном и том же положении).

3. В сразу же подносит правое запястье к правому запястью А, левая кисть одновременно приклеивается к правому локтю А и выполняется Као. Заканчивается одна диагональ.

Заканчивается первый цикл движений: Люй и Као. Следующий, второй цикл:

В двигается назад; А - вперёд; В - использует Люй, А - Као (движения такие же как вышеописанные, только А и В меняются местами. Шаги назад В осуществляет на юго-запад. Рис. далюй - 2В). В - поворачивается на юг. А - на север (рис. далюй - 2В).

Третий цикл: опять А движется назад, В - вперёд, А - Люй, В - Као. И ещё раз повернуться на запад и восток (движения теже, что и в цикле первом, но направления движений разные. Рис. далюй - ЗА, В).

Четвёртый цикл: и опять смена, В - движется назад, А - вперёд; В - Люй, А - Као. Опять восстанавливается прежнее положение: А - на юг; В - на север (цикл движений тот же, что и второй, рис. далюй - 4А, В). Таким образом, в тренировке отрабатывается повторяющийся круговой цикл движений.

Вышеописанное движение начинается с того, что противники скрещивают правые запястья, поэтому несмотря на то, что А и В выполняют Люй и Као, это будет правое Люй и правое Као. Если нужно осуществить левое Люй и левое Као, нужно начать со скрещивания левых запястий, относительно вышеописанных движений, правая и левая стороны меняются (далюй рис. 2 и 5). 3 процессе тренировки можно менять стороны.

В Далюй шоуфа существует 4 типа движений: Цай, Ле, Чжоу, Као. В тренировке Цай (и в то же время Люй) и Као, выражены достаточно чётко. Ле и Чжоу не имеют такого чёткого выражения. Их можно проявить только тогда, когда есть трансформация.

Ле Фа

В произведении Ян Чэнфу......................", в объяснениях Далюй туйшоу, относительно Ле сказано следующее: ".. ухватить левое запястье В - это Цай. Правая кисть без движения и тогда будет обрезание (отсечение). " Одно изменение как раз будет являться Ле. То, что называем Ле - это как раз отбрасывание (откидывание) левого локтя В. И атакующее движение ладонью в сторону от себя, к краю воротника В. Это движение объясняется левым Люй А и левым Као В. А левой кистью собирает - Цай левое запястье В, одновременно правым предплечьем (боковой локтевой костью у запястья), приклеиться к левому предплечью сверху (поверх локтевого сустава), совершить левое Люй. Если правая кисть без движения, то тогда сразу же внешней частью локтевой кости "будет обрезание" левого локтевого сустава Б. Если проис- ходит изменение и сразу же Ле, то правая кисть "отбрасывает левый локоть В", большой палец правой кисти "совершает атакующее движение в сторону от себя к краю воротника В". Поэтому в процессе занятий движение Ле совсем незаметно. И только в мысленном представлении или во время трансформаций, есть движение Ле. Таким образом нужно сформировать "Ле" -атакой внешней части кисти. Кроме этого существуют два других объяснения:

Первое. Мелькание кистью принимается за Ле.

Второе. После левого Люй А, опустить правый локоть, растворение правым боком Као Цзинь В - будет являться Ле.

Чжоу Фа

Это движение также существует в мысленном представлении, либо в самом процессе трансформации. Т.е., когда А использует левое Люй, правое предплечье "отсекает" левый локоть В. В сразу же переносит левый локоть на правое предплечье А. Кончиком локтя уткнитесь в грудь А, формируя Чжоу фа. Согласно книге "Структура и функции Тайцзицюань". "Положение Цай: А - совершает левое Цай (левой рукой), и превращается в мелькание. Правая рука по прежнему отрезает. В -втирает правым локтем" (из-во Жэнь Минь Ти Юй, 1957 г, 1-е издание, стр. 42). Посмотрите на это выражение. Опять же Чжоу Фа применяется через посредство Люй. Но существует другое пояснение. Когда А выполняет левое Люй, В - левое Као; А - опускает вниз правый локоть, рассеивая Као Цзинь В. Так образуется движение Чжоу.

Хотя Далюй является использованием 4 типов движений Цай, Ле, Чжоу, Као, на практике тут также присутствуют Пэн, Люй, Дзи, Ань. В отношении Пэн, Люй и Ань, подробно смотрите пояснения к далюй. Цзи: обратите внимание, что при применении к вам Люй и использовании вами Као фа, в начале движения Као заключена суть Цзи. Кроме того, в процессе трансформации, использующий Люй, тоже может применить Цзи. После того, как А выполнил левый Люй, также присоединившись левым предплечьем к левому предплечью В, ослабить левую кисть с Цай и приложить её к правому запястью, так формируется Цзи Фа.

Hosted by uCoz